Об одобрении Концепции охраны прав интеллектуальной собственности
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2001 года N 1249



 

      В целях обеспечения эффективной охраны прав интеллектуальной собственности, осуществления единой государственной политики в этой сфере, защиты имущественных интересов авторов произведений и других правообладателей Правительство Республики Казахстан постановляет: 
      1. Одобрить прилагаемую Концепцию охраны прав интеллектуальной собственности (далее - Концепция). 
      2. Министерству юстиции Республики Казахстан совместно с другими заинтересованными государственными органами в двухмесячный срок разработать Программу по реализации Концепции и внести ее на утверждение Правительства Республики Казахстан. 
      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания. 

    Первый заместитель

     Премьер-Министра

     Республики Казахстан

                                                      Одобрена 

                                            постановлением Правительства

                                                Республики Казахстан 

                                           от 26 сентября 2001 года N 1249

 
                  Концепция охраны прав интеллектуальной 
                              собственности 

 
                               1. Введение 

 
      Система охраны интеллектуальной собственности стала в настоящее время неотъемлемой частью национальной инфраструктуры. Имеются все основания полагать, что двадцать первый век станет эрой интеллектуальной экономики, в развитии которой ключевую роль будет иметь творческая деятельность и надежная система ее правовой охраны. Республика Казахстан как полноправный участник международного культурного и научно-технического обмена, являясь членом Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), должна обеспечить соблюдение прав на интеллектуальную собственность, как казахстанских, так и иностранных правообладателей на уровне, отвечающем принятым мировым стандартам. 
      Государственная политика в области охраны прав интеллектуальной собственности является связующим звеном между созданием произведений, других результатов интеллектуальной деятельности и их использованием в новейших объектах техники и технологий. При этом система охраны этих прав способствует: 
      укреплению научно-технического потенциала республики, стимулированию творческой деятельности; 
      разработке и использованию новых технологий, выпуску конкурентноспособной продукции; 
      созданию условий для развития инновационной деятельности; 
      созданию условий для внутреннего и международного обмена новой техникой и технологиями, формированию рынка научно-технической продукции; 
      созданию условий, поощряющих добросовестную конкуренцию; 
      защите внутреннего рынка от контрафактных товаров, поддержке отечественных производителей товаров и услуг; 
      созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные производства; 
      формированию и распространению информации о новых достижениях и разработках. 
      Эффективное функционирование системы прав интеллектуальной собственности должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов и проводиться на основе ясно сформулированной национальной политики государства в данной сфере. 

 
      2. Современное состояние охраны прав интеллектуальной собственности 

 
      Приходится констатировать, что в настоящее время на территории Республики Казахстан получает распространение контрафактная продукция, которая главным образом поступает из-за рубежа. Однако меры по предотвращению поступления и распространения такой продукции, а также меры по защите прав интеллектуальной собственности в Республике Казахстан недостаточно эффективны, в связи с чем требуется принятие более жестких мер со стороны государства. Принятие их будет способствовать формированию позитивного имиджа Республики Казахстан в мировом сообществе, как государства, обеспечивающего защиту прав интеллектуальной собственности. Сказывается отсутствие должной правоприменительной практики, допускается бесконтрольность, не используются такие механизмы контроля как лицензирование отдельных видов деятельности. 
      В Республике Казахстан создана система государственных органов, которые должны обеспечивать охрану прав интеллектуальной собственности. Однако для эффективной реализации этой работы представляется необходимым более тесное взаимодействие всех государственных органов и иных организаций. 
      Кроме того налаживается система экспертизы и выдачи охранных документов на объекты авторского и смежных прав, промышленной собственности, формируется штат высококвалифицированных патентных поверенных. Государство на законодательной основе координирует действия своих исполнительных органов, негосударственных организаций, способствует формированию цивилизованных взаимоотношений между правообладателями и пользователями объектов интеллектуальной собственности. 
      В настоящее время основные функции по обеспечению охраны прав интеллектуальной собственности возложены на Комитет по правам интеллектуальной собственности  Министерства юстиции Республики Казахстан и другие компетентные органы  в соответствии с действующим законодательством. 

 
         3. Законодательство Республики Казахстан и международные 
            договоры в области интеллектуальной собственности 

 
      В настоящее время можно констатировать, что работа по формированию законодательной базы в области охраны прав интеллектуальной собственности, которое началось в 1992 году, получила целенаправленный характер. Принятие в 1999 году  Особенной части Гражданского кодекса Республики Казахстан, где целый раздел посвящен праву интеллектуальной собственности, явилось важным этапом в развитии правового регулирования в данной сфере. Охрана прав интеллектуальной собственности в Республике Казахстан в настоящее время регулируется следующими законами: 
       Гражданским кодексом Республики Казахстан; 
      Законом  "Об авторском праве и смежных правах"; 
       Патентным законом Республики Казахстан; 
      Законом  "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"; 
      Законом  "Об охране селекционных достижений"; 
      Законом  "О правовой охране топологий интегральных микросхем". 
      С 1992 года принят ряд подзаконных нормативных актов, регулирующих различные вопросы, связанные с охраной объектов промышленной собственности. 
      Важным этапом в обеспечении охраны прав интеллектуальной собственности также явилось принятие  Уголовного кодекса и  Кодекса об административных правонарушениях, которые предусматривают ответственность за преступления и правонарушения, связанные с правами интеллектуальной собственности. 
      В настоящее время Казахстан является полноправным участником  Конвенции, учреждающей ВОИС от 14 июля 1967 года. 
      В области охраны авторских прав Республика Казахстан присоединилась к  Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (1886 года) и  Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 года). 
      В соответствии с "Декларацией Республики Казахстан о международных договорах в области охраны промышленной собственности" от 5 февраля 1993 года Казахстан является полноправным членом ряда основных договоров, соглашений и конвенций, действующих под эгидой ВОИС, в том числе: 
      Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года; 
      Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков от 14 апреля 1891 года; 
      Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 года. 

 
                       4. Цель и задачи Концепции 

 
      Целью настоящей Концепции является изложение основ государственной политики в области правомерного использования (реализации) и охраны (защиты) объектов интеллектуальной собственности на территории Республики Казахстан. 
      Основные задачи Концепции заключаются в следующем: 
      обеспечении адекватных стандартов и принципов правовой охраны интеллектуальной собственности, а также эффективных средств по их осуществлению; 
      создание условий для развития научно-технического прогресса, изобретательства и свободной конкуренции; 
      обеспечение экономической, технологической и информационной безопасности Республики Казахстан в области интеллектуальной собственности; 
      расширение использования объектов интеллектуальной собственности субъектами малого предпринимательства; 
      усиление роли государства при формировании политики обеспечения доступа субъектам малого предпринимательства к объектам интеллектуальной собственности. 

 
       5. Основные принципы государственной политики в области 
              охраны прав интеллектуальной собственности 

 
      Концепция государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности призвана содействовать осуществлению государственной стратегии Республики Казахстан по обеспечению устойчивого культурного и социально-экономического развития страны. 

 

     Концепция базируется на следующих основных принципах: 

     конституционных гарантий соблюдения прав интеллектуальной 

собственности;

     выполнения международных обязательств в области охраны 

интеллектуальной собственности;

     национальной безопасности;

     государственного регулирования отношений в сфере интеллектуальной 

собственности;

     пропаганды правовых знаний в области прав интеллектуальной

собственности; 

     сбалансированности интересов всех субъектов правоотношений, включая 

государство.

 

      6. Основные направления развития охраны прав интеллектуальной

                              собственности

 

            6.1. Совершенствование законодательства в области 

                охраны прав интеллектуальной собственности

 

 
      Действующие в настоящее время законы Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности соответствуют основным положениям международных договоров и конвенций, заключенных Республикой Казахстан. 
      В сфере авторского права необходимо завершить работу по присоединению Республики Казахстан к Договорам ВОИС по авторскому праву, по исполнениям и фонограммам, к Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская Конвенция 1961 года). 
      В сфере охраны прав промышленной собственности для обеспечения более полной охраны изобретений в области биотехнологий, активного участия в интеграционных процессах мирового патентного сообщества и гармонизации национального патентного законодательства необходимо присоединение к следующим международным конвенциям и договорам: 
      Будапештскому Договору "О международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры" от 28 апреля 1977 г.; 
      Ниццкому Соглашению "О международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков" от 15 июня 1957 г.; 
      Локарнскому Соглашению "Об учреждении международной патентной классификации промышленных образцов" от 8 октября 1968 г.; 
      Страсбургскому Соглашению "О международной патентной классификации" от 24 марта 1971 г.; 
      Договору "О законах по товарным знакам" от 27 октября 1994 г.. 
      В целях завершения формирования нормативной правовой базы по всем перечисленным в Гражданском кодексе охраняемым объектам интеллектуальной собственности необходимо разработать и принять законодательные акты, регулирующие: 
      - вопросы правовой охраны таких объектов интеллектуальной собственности как программы для ЭВМ, фирменные наименования и нераскрытая информация, охрана прав в Интернете; 
      - обращение с секретными изобретениями, создаваемыми в Республике Казахстан. 
      Кроме этого требуется дальнейшее совершенствование законодательных актов в части установления компетенции государственных органов, позволяющих им осуществлять разработку и принятие нормативных правовых актов, регулирующих: 
      - деятельность пользователей произведений кинематографии; 
      - деятельность исполнительных органов в вопросах обеспечения прав интеллектуальной собственности; 
      - критерии и порядок признания товарного знака общеизвестным; 
      - правила составления, подачи и рассмотрения заявок на выдачу патентов на селекционные достижения, а также размеры и порядок оплаты за патентование селекционных достижений; 
      - правила таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 

 
                  6.2. Сотрудничество Республики Казахстан 
         с международными организациями и иностранными государствами 

 
      Важной сферой международного сотрудничества Республики Казахстан явилось участие в Межгосударственном совете по вопросам охраны промышленной собственности, в рамках которого разработана концепция региональной системы правовой охраны изобретений, что в конечном итоге привело к подписанию  Евразийской патентной конвенции, ратифицированной Казахстаном в 1995 году. 
      В ходе визита в феврале 2001 года Генерального Директора ВОИС Камила Идриса в Республику Казахстан подписана  Программа сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и ВОИС. Целью программы является проведение совместных мероприятий, направленных на: 
      совершенствование законодательства Республики Казахстан в области интеллектуальной собственности с учетом опыта других стран и международных тенденций гармонизации; 
      совершенствования правоприменительной практики Республики Казахстан в области интеллектуальной собственности с целью выявления, пресечения и прекращения нарушений прав интеллектуальной собственности; 
      усиление роли интеллектуальной собственности в соответствующих областях научной, технической и экономической деятельности, осуществляемой на территории Республики Казахстан различными хозяйствующими субъектами. 
      Необходимо полностью реализовать весь комплекс мероприятий, предусмотренный указанной Программой. 
      Активно развивается сотрудничество в области охраны интеллектуальной собственности со странами СНГ. Действует соглашение  "О сотрудничестве в области авторского права и смежных прав", подписанное Главами государств СНГ 24 сентября 1993 года. Республикой Казахстан заключен ряд двусторонних межправительственных соглашений по вопросам охраны промышленной собственности, в том числе с Российской Федерацией  , Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан, Грузией  , Республикой Азербайджан  . Подписаны и ратифицированы соглашения со странами СНГ о сотрудничестве в области авторских и смежных прав  "О сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности",  "О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний",  "О взаимном обеспечении сохранности государственных секретов в области правовой охраны изобретений". 

 
          6.3. Подготовка специалистов в области охраны прав 
                    интеллектуальной собственности 

 
      Во многом эффективность системы охраны прав интеллектуальной собственности зависит от быстрого и квалифицированного рассмотрения судами и уполномоченными органами дел, связанных с нарушением указанных прав. 
      При этом основной задачей является совершенствование правоприменительной практики предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в области интеллектуальной собственности. 
      Для обеспечения быстрого и квалифицированного рассмотрения дел, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, необходима своевременная переподготовка, повышение квалификации штата судебных экспертов Государственного учреждения "Центр судебной экспертизы" Министерства юстиции для проведения экспертиз, связанных с установлением фактов неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности. 
      Задача совершенствования борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности предполагает необходимость в специалистах новой формации. Подготовка, обучение и переподготовка кадров также является важной задачей. 
      Рассмотрение дел, связанных с охраной прав на программы для ЭВМ, базы данных, а также с защитой прав авторов в Интернете и объектов промышленной собственности, является для судей малознакомой сферой, и в силу специфики объектов охраны вызывает определенные затруднения. Для эффективного рассмотрения указанной категории дел целесообразно обеспечить повышение квалификации действующих судей в части применения законодательства в области охраны прав интеллектуальной собственности. 
      Для решения задачи по подготовке специалистов в области интеллектуальной собственности следует более активно использовать преимущества участия Республики Казахстан в ВОИС, в том числе: 
      обучение специалистов государственных органов и коммерческих организаций, а также преподавателей в области права интеллектуальной собственности по программам, администратором которых является ВОИС; 
      совместную организацию теоретических и практических семинаров и симпозиумов, предназначенных для повышения уровня общих знаний различных профессиональных кругов в области интеллектуальной собственности; 
      совместную разработку методик обучения, учебных планов, программ, курсов усовершенствования или специализированных курсов и дистанционного обучения. 

 
                 6.4. Механизмы реализации Концепции 

 
      Настоящая Концепция предполагает развитие и охрану прав интеллектуальной собственности на предстоящие 5-7 лет, определяет основные направления и задачи, выполнение которых возлагается на исполнительные органы Республики Казахстан. Для реализации этих целей предполагается: 
      вести постоянную работу по совершенствованию законодательной, нормативной правовой базы в области интеллектуальной собственности; 
      с учетом перспективы развития и охраны прав интеллектуальной собственности разработать Программу по реализации Концепции; 
      осуществлять целенаправленную подготовку и переподготовку специалистов, занимающихся вопросами охраны прав интеллектуальной собственности; 
      на основе двусторонних и многосторонних межгосударственных и межведомственных договоров обеспечить обмен опытом работы в сфере интеллектуальной собственности; 
      через принятие нормативных правовых документов усилить совместную работу государственных органов, уполномоченных осуществлять охрану прав интеллектуальной собственности; 
      определить источники финансирования для выполнения отдельных положений Концепции, привлекая при этом финансовые средства международных организаций и отдельных инвесторов. 

(Специалисты: Склярова И.В.,      

              Умбетова А.М.)     

Назад