|
БК |
Тип |
Бытовой компьютер |
Выпущен |
1985 г. |
Выпускался по |
|
Размер байта |
8 бит |
Размер слова |
16 бит |
Ширина шины адресов |
16 бит |
Тип шины |
Q-Bus |
Архитектура |
CISC |
Процессор |
К1801ВМ1 на частоте 3 либо 4 МГц |
Память |
32 КБ |
Чипсет |
1801 |
Устройства хранения данных |
компакт-кассета, дисковод |
ОС |
см. Операционные системы БК-0010/11 |
БК — семейство советских 16-разрядных домашних и учебных компьютеров, совместимых по системе команд и частично по архитектуре с СМ ЭВМ, PDP-11 и ДВК.
Разработан в 1983 году в НИИ точной технологии НПО «Научный Центр», г. Зеленоград. Главный конструктор от НИИТТ — А. Н. Полосин, главный конструктор от завода «Экситон» — С. М. Косенков [1]. Производился серийно на заводе «Экситон», г. Павловский Посад с января 1985 года. БК 0010-01 также производился в г. Шауляй (Литва)[2], в Армении, а также на предприятии «Элекон» в Казани. В 1990 году розничная цена на БК 0010-01 в сети фирменных магазинов «Электроника» составляла 650 рублей, что было в 2—3 раза выше заработной платы инженера.
В качестве дисплея использовался бытовой черно-белый или цветной телевизор (после доработки) или, реже, специальный монитор, внешней памятью служила аудио кассета.
Технические характеристики и особенности
Чёрно-белый режим отображения
Чёрно-белый режим отображения через цветной разъём
Цветной режим отображения. Горизонтальное разрешение снижено вдвое по сравнению с выводом через чёрно-белый разъём
- Процессор: К1801ВМ1 (аналог LSI-11/03 из семейства PDP-11) на тактовой частоте 3 МГц (в БК-0011/БК-0011М повышена до 4 МГц)
- Оперативная память: первые 32 КБ адресного пространства, из которых 15,5 КБ отведено под программы и данные, 512 байт под стек и системные регистры, и ещё 16 КБ — под видеопамять.
При нажатии определённой комбинации клавиш или выдаче специальной
команды можно было увеличить объём оперативной памяти для программ с
15,5 КБ до 27,5 КБ за счёт уменьшения видеопамяти до 4 КБ. При этом на
экране отображалось всего 4 строки текста.
- Постоянная память: последние 32 КБ адресного пространства. Из них 8 КБ
отведено под драйверы клавиатуры, дисплея и магнитофона и мониторную
систему (примитивный вариант операционной системы с командной строкой);
- Клавиатура: 92 клавиши; контроллер К1801ВП1-014
- Блок питания для защиты от помех помещался в отдельном корпусе
- Особенность устройства отображения, собранного на контроллере
К1801ВП1-037 заключается в наличии только графического режима.
Текстовый режим отсутствует. Буквы при выводе преобразуются в их
графические изображения и выводятся как картинка. Поэтому невозможно
программно прочитать текст, уже выведенный на экран.
- Графический режим только один (если не считать режим сокращения
графического ОЗУ в пользу памяти программ), с двумя способами вывода на
экран телевизора. Для программ нет разницы, каким из них картинка
выводится на экран — организация видеопамяти не меняется. Разницу
ощущает лишь пользователь, смотрящий на экран. Компьютер имеет два
разъёма для подключения к телевизору: чёрно-белый (телевизионный сигнал
с яркостной составляющей) и цветной (синхронизация + RGB). Способ
вывода на экран определяется только тем, к какому из разъёмов подключен
телевизор.
- При первом способе каждый бит ОЗУ видеопамяти кодирует ровно одну
точку на экране. Соответственно, точка имеет два состояния: чёрное и
белое. Полутона достигаются дроблением изображения (дизеринг).
Каждое машинное слово кодирует 16 точек в строке, начиная с левого
верхнего угла экрана. Предполагается съём видеосигнала с чёрно-белого
разъёма. Если вывести сигнал через цветной разъём, то на экране будет
читаемая, но неудобная для восприятия цветовая «каша» (см. изображение).
- При втором способе та же самая информация графического ОЗУ имеет
иное значение: каждая точка кодируется двумя соседними битами.
Соответственно, возможно 4 цвета: чёрный, красный, зелёный, синий.
Белый отсутствует. Каждое машинное слово кодирует 8 соседних точек в
строке. Предполагается съём видеосигнала через цветной разъём. Если
вывести сигнал через чёрно белый разъём, то на экране будет чёрно-белое
изображение с яркостью, никак не соответствующей яркости реальных
цветов.
- При чёрно-белом способе вывода можно отобразить 512 × 256 точек, при цветном — 256 × 256.
- Драйвер дисплея может выводить в графическое ОЗУ текст двумя
способами, адаптированными под два способа вывода информации
графического ОЗУ на экран. При первом способе матрица символа из ПЗУ
выводится так, что каждая её точка попадает ровно в один бит ячейки
графического ОЗУ (64 символа в строке, оптимизация под чёрно-белый
режим). При втором способе каждый бит матрицы транслируется в два
соседних бита памяти (32 символа в строке, оптимизация под цветной
режим, учитывается информация о текущем цвете букв). Режимы
переключаются с клавиатуры или передачей специального кода драйверу
дисплея.
- В таблице матриц символов изображение символа с кодом 36, которое в
кодировке ASCII соответствует символу доллара ($), заменено на
изображение общего знака денежной единицы (¤). Изображение доллара
отсутствует вообще. Ради справедливости следует отметить, что знак ¤
действительно является международно утверждённым общим знаком денежной
единицы, но не в кодировке ASCII, а в более поздней Unicode, и его код
не 36, а 164;
Разъёмы расширения и ввода-вывода
- Стандартным устройством хранения данных служил кассетный магнитофон
с функцией управления двигателем, или без неё. В компьютере имеется
реле для запуска/остановки двигателя магнитофона.
- Параллельный 16-разрядный программируемый порт ввода-вывода,
выведенный на разъём СНП-58 позволял подключать принтер и другие
периферийные устройства по интерфейсу ИРПР. Также в компьютере
реализован последовательный интерфейс ИРПС, который при минимальной
доработке компьютера выводился на тот же разъём программируемого порта
ввода-вывода.
- Системная шина частично реализует интерфейс МПИ, выведенный наружу через другой разъём СНП-58. Фактически это аналог разъёма расширения на материнских платах современных ПК.
Клавиатура
- На клавиатуре единовременно может быть нажата только одна клавиша.
- Не все клавиши при нажатии передают коды в компьютер. Некоторые из
них являются чистыми коммутаторами электрических сигналов на входе
микросхем: «Shift наоборот», АР2, ЗАГЛ, СТР, СУ. Клавиша СТОП аппаратно
вызывает немаскируемое прерывание.
- Штатный режим ввода — ввод заглавных букв. Вводить строчные можно,
удерживая специальную клавишу, которую условно можно назвать «Shift
наоборот», или включением соответствующего режима клавишами ЗАГЛ и СТР.
- В драйвере клавиатуры не реализован автоповтор нажатия клавиши при
её удержании. Штатная функция автоповтора последнего введённого символа
достигается нажатием и удержанием клавиши «ПОВТ».
- Компьютер имеет встроенный пьезокерамический излучатель звука (проще говоря — динамик, PC Speaker), а драйвер
клавиатуры, размещённый в ПЗУ, сделан так, что при нажатии каждой
клавиши раздаётся не щелчок, а неприятный свистящий звук. В результате,
ввод текста на недоработанном БК сопровождает специфическое «чириканье».
Модели
Предположительно, модели БК нумеровались в двоичной системе
счисления: 0010 (2), 0011 (3), 0100 (4). Номер 0001 (1), вероятнее
всего, был присвоен ранней, опытной модели, не выпущенной в продажу.
БК-0010
Базовая модель с мембранной клавиатурой и интерпретатором языка Фокал в ПЗУ.
Конструктив БК-0010 не предусматривал расширения ОЗУ. Периферийные
устройства (принтер, НГМД с контроллером) существовали, но в продажу
поступали редко и были дефицитными.
Мембранная клавиатура
представляла из себя печатную плату с установленными на ней 92
переключателями ПКН-150, закрытую цветным пленочным шильдом. На шильде
были нанесены обозначения клавиш и функциональных зон. Предполагалась
возможность замены шильда в соответствии со спецификой используемого
программного обеспечения.
БК-0010.01
Вариант БК-0010 с механической клавишной клавиатурой вместо плёночной и языком Бейсик-86 (BASIC-86), он же «вильнюсский бейсик»
в ПЗУ. Интерпретатор языка Фокал перенесен в ПЗУ специального
подключаемого модуля МСТД (мониторная система тестирования и
диагностики). Этот модуль, помимо запуска тестовых программ, позволяет
вводить программы в кодах и работать с магнитофоном.
Клавиатура данного компьютера приближается по раскладке к
современному стандарту де-факто с четырьмя клавишами управления
курсором, но имеет чудовищный дребезг контактов, в результате чего у
пользователя вырабатывается специфический навык набора текстов
аккуратными, но резкими и чёткими движениями.
В целях экономии памяти тексты ошибок Вильнюсского Бейсика не были
зашиты в ПЗУ. Ошибки выдаются не текстом, а кодами, например, «ОШИБКА
4». Коды ошибок Вильнюсского бейсика странным образом совпадают с
кодами ошибок MSX Basic.
БК-0010Ш и БК-0010.01Ш«Школьные» модификации, дополнительно комплектовались блоком ИРПС для соединения в комплекс КУВТ-86, состоящий из ДВК-2МШ в качестве сервера и двенадцати БК-0010.
БК-0011
Появилась в 1990 году. Отличия от БК-0010:
- больший объём оперативной памяти — 128 КБ, постраничная организация
памяти, две страницы памяти можно было поочерёдно отображать на экран,
что обеспечивало мгновенную перерисовку экрана
- процессор стал работать на частоте 4 МГц
- появились экранные палитры
- контроллер дисковода стал входить в стандартную поставку
БК-0011M
«Электроника МС 0513». Исправленная версия БК-0011. Под БК-11 обычно
понимается БК-0011М, так как БК-0011 было выпущено немного. Одно из
заметных исправлений — на БК-0011 не работал звук в программах,
написанных для БК-0010; в БК-0011М эта ошибка была исправлена.
БК-0100
Эта машина, по всей видимости, не пошедшая в серию, упомянута в статье А. Люкшина «Тернистый путь БК в наш дом» В неё, помимо 16-разрядного процессора К1801ВМ1, предполагалось ставить второй процессор — 8-разрядный КР580ВМ80А либо 16-разрядный (x86-совместимый) КР1810ВМ86, для совместимости с имеющимися наработками, предназначенными для этих процессоров.
За рубежом в аналогичных целях выпускалась плата с процессором Z80, предназначенная для установки в машину Apple II. Но в этом случае оба процессора (штатный 6800 и добавленный Z80) оказывались 8-разрядными.
Программное обеспечение
ОС БК-11 — единственная операционная система, поддержанная производителем
Меню бут-менеджера мультизагрузорчного диска с выбором операционной системы
В поставке БК-0010 был минимальный набор программ — кассета с примерами на Фокале или Бейсике, игра Тетрис
и тесты оборудования. Большинство программного обеспечения создавалось
самими пользователями — чаще всего с нуля, либо путём адаптации с
других ЭВМ близкой архитектуры, например с ДВК. Распространялись
программы путем обмена на встречах энтузиастов — обычно на радиорынках.
Существовали также кооперативы, тиражировавшие и продававшие программы
на кассетах (обычно не свои).
Спектр программного обеспечения, созданного для БК, включает в себя:
- Операционные системы
- Расширения встроенного Фокала (FOCOD, XFOCAL, ФОНД, МИФ, СФМ2) и Бейсика
- Языки программирования: несколько реализаций Форт, адаптированный Бейсик ДВК
- Средства программирования на низком уровне: ассемблеры (АСМ,
МИКРО), дизассемблеры (АНТИАС, КОДЫ, КОД24, REASS, ASC11, MESSA,
ДИЗАКС), отладчики (ГРОТ, OTL)
- Игры: список игр включает в себя более 400 названий[7][8], в том числе: Arkanoid (1990), Boulder Dash, Digger (1990), Military Marathon (1987), Monkey Island, UFO («НЛО: Враг неизвестен», 1998) и UFO 2, Prince of Persia и др.
- Демонстрационные программы
- Текстовые редакторы (БЛОКНОТ, ЭКРЕД, ЭДАСП)
- Графические редакторы (ГРЕДО, ГРЕД3)
- Музыкальные редакторы (МЕЛОМАН, MUSIC), синтезаторы речи
- Справочники и словари
- Программы для печати на матричных принтерах
- Программы для инженерных расчётов
- Учебные программы
Аппаратные доработки
Несколько несложных полезных доработок делалось, как правило, самими пользователями.
- Кнопка сброса. Некоторые программы часто зависали, не все игры
имели правильно работающую функцию выхода. Без кнопки сброса
перезагрузить компьютер можно было выключением и включением питания, но
это нередко приводило к преждевременному износу выключателя на блоке
питания.
- Переключатель паузы. Переключатель аппаратно приостанавливал
выполнение инструкций процессором. Это было удобно для временной
приостановки игр, не имеющих встроенной функции паузы. К сожалению,
отдельные игры не возвращались после этого к работе корректно, так как
программируемый аппаратный таймер в компьютере продолжал работать даже когда выполнение программы центральным процессором было заморожено.
- Переключатель тактовой частоты процессора (переключатель «турбо»). Позволял изменить тактовую частоту
со стандартной 3 МГц (в серии БК-0010*) на 4 либо 6 МГц, или со
стандартной 4 МГц (в серии БК-0011*) на 3 либо 6 МГц. Не все экземпляры
процессоров надежно работали на частоте 6 МГц; пригодность каждого
определялась опытным путем. Изменение тактовой частоты изменяло
скорость игрового процесса в динамичных играх. Переключатель частоты
обычно ставился вместе с переключателем паузы, так как в простейшей
схеме переключателя частоты неизбежный дребезг контактов механического переключателя искажал форму
тактового синхросигнала и мог привести к зависанию программы в
результате сбоя процессора, если процессор не был остановлен на время
переключения.
- Выключатель звука, либо плавный регулятор громкости встроенного пьезоэлектрического динамика. Одновременно в корпус мог быть установлен более громкий динамик.
Силами любителей, к компьютеру подключались: аудио-сопроцессор AY-3-8910 , различные периферийные устройства — мышь, джойстик, принтер, а ещё позже появилась возможность подключать дисководы и жёсткие диски.
В некоторых комплектах поставки БК-0011 был предусмотрен манипулятор "Марсианка"
|